Железобетонные дорожные плиты – плоские изделия из железобетона, используемые для создания перекрытий дорог временного и постоянного пользования.

Способность выдерживать большие нагрузки в течение десятков лет обеспечили популярность таких ЖБИ. Они применяются с 1909 года, когда построена первая автодорога из бетонных панелей в Детройте в США.

Особенности конструкции дорожных ЖБИ

Данные ЖБИ состоят из металлического каркаса, который заливается бетоном, смешанным с наполнителями. В производстве используются технологии вибролитья или вибропрессования, которые выполняются на современном оборудовании с высокой точностью работы.

В специализированную форму помещают стальную арматуру – две сетки, устанавливаемые на заданном расстоянии. Затем заливают бетонную смесь. Состав уплотняют с помощью вибрации. Затем перемещают заготовку в термокамеру, где смесь окончательно застывает.

Используются исключительно тяжелые марки материала (В22,5 и В30), прочность которого минимум В27,5. В качестве наполнителя могут выступать обогащенный мелкозернистый песок, фракционный гранитный щебень. Чтобы обеспечить устойчивость готовых изделий к действию отрицательной температуры, резким температурным перепадам, влажности, агрессивным веществам, в смесь добавляют специальные составы – воздухотвлекающие компоненты и пластификаторы.

Арматура выполняется в виде стальных стержней или горячекатаной проволоки, которые предварительно обрабатываются антикоррозионными составами. Из них вяжут сетки или делают пространственные каркасы. Сталь используется напряженная либо ненапряженная. Армирование позволяет достичь проектной прочности ЖБИ.

В результате подучают железобетон, обладающий повышенной стойкостью к появлению трещин и способный дольше выдерживать высокие нагрузки. Морозоустойчивость материала варьируется в пределах F150-F200. Показатель водостойкости – W2 либо W4.

Чтобы повысить сцепление с шинами автомобилей, на верхней поверхности выполняется рифление в виде ромбов в соответствии с требованиями госстандарта 8568-77.

При необходимости создания изделий со специальным рифлением, в конструкцию добавляют листы из металла – специальные или типовые. Для получения шероховатой поверхности применяют нейлоновые щетки, которыми обрабатывают ЖБИ в соответствующем направлении.

Чтобы облегчить погрузку, выгрузку и монтаж изделий, они оборудуются монтажными петлями, которые располагаются в выемках на гранях панелей. ЖБИ могут изготавливаться и без петель: в них предусматриваются специальные пазы на боковых гранях.

Изделия относятся к серии 3.503.1-91. Производятся согласно требованиями ГОСТ 21924.2-84, 21924.0-84. Стандартная конфигурация таких ЖБИ – прямоугольник. Выпускаются также изделия в виде трапеции и шестиугольника.

Функции и применение

Такие изделия из железобетона востребованы при создании покрытий для движения автомобильного транспорта, а также взлета и посадки самолетов в аэропортах. С применением таких панелей делают

  • автотрассы общего пользования;
  • автодороги технического значения;
  • хозяйственные подъездные пути;
  • взлетно-посадочные полосы на аэродромах.

Актуально применение данных ЖБИ, когда требуется обустроить подъездные пути временного характера к стройплощадкам. Они незаменимы при необходимости проезда автотранспорта с тяжелым грузом по грунтам, отличающимся повышенными показателями влажности и подвижности.

В соответствии с тем, с какой целью и в каких условиях планируется использовать данные ЖБИ, они подразделяются на три основных типа.

  • 1П и 2П. 1П – для строительства постоянных дорожных полотен. Имеют более мощный металлический каркас, что позволяет выдерживать высокие нагрузки на протяжении долгого времени. 2П- для создания временного дорожного полотна, отличаются менее крепким каркасом. Размеры таких изделий – 1750-3000 миллиметров – в длину, 1500-1750 – в ширину, 160-170 – в высоту. Масса – от 1,05 до 2,2 тонн. ЖБИ выпускаются в двух классах нагрузок – до десяти или до тридцати тонн. Особенность конструкции - рифленая верхняя поверхность, что обеспечивает лучшее сцепление с асфальтовым слоем или шинами автотранспорта.
  • ПНД – напряженная плита, применяется для создания временных и постоянных покрытий. Отличается использованием арматуры, предварительно напряженной. Это позволяет монтировать ЖБИ в условиях с суровым климатом, где температура опускается до -55 градусов Цельсия, а также там, где высок уровень грунтовых вод, на грунтах осадочного и пучинистого типов. Длина – шесть метров, ширина – два метра, высота – 14 сантиметров.
  • ПАГ (аэродромные гладкие) по конструкции схожи с ПНД, но в них устанавливается усиленный арматурный каркас и применяется бетон марок М350 и М400, согласно ГОСТ 25912-2015. Первоначально создавались для строительства взлетно-посадочных полос на аэродромах, но сейчас применяются и на автотрассах. Вес стандартной панели – 5 тысяч килограммов. Допустимые нагрузки – до 75 тонн, а температура эксплуатации – до -35 градусов Цельсия. Монтируются гладкой стороной вверх. Нижняя с рифленой поверхностью находится внизу, что делает конструкцию более устойчивой и не позволяет смещаться.

Узнать, какими характеристиками обладает конкретное изделие, можно из маркировки. Первые два символа указывают на назначение (тип ЖБИ). Вторые две цифры – длину в дециметрах, которая округляется в большую сторону.

Например, обозначение 1П 18-15-10 указывает на ЖБИ для строительства постоянного полотна, на длину изделия в 1750 миллиметров, ширину в 1500 мм и класс нагружения в 10 тонн. В маркировке также указываются дата производства и номер партии.

Преимущества и недостатки

Востребованность таких ЖБИ объясняется их высокими эксплуатационными характеристиками.

  • Способность равномерно распределять нагрузку по всей площади изделия, что позволяет снижать давление на подземные коммуникации, расположенные под автомагистралью.
  • Широкий температурный диапазон применения – от -55 до +55?С.
  • Высокое качество готового покрытия, стойкость к механическим повреждениям.
  • Длительный срок эксплуатации – до 40 лет, при этом не наблюдается критических разрушений и деформаций.
  • Возможность повторного использования. Если временная автотрасса уже не нужна, можно перенести панели в другое место. Это дает существенную экономию на создании временных автодорог.
  • Дополнительные плюсы - сокращенные сроки укладки, простой монтаж и возможность пользоваться покрытием сразу после укладки ЖБИ.

В числе недостатков таких изделий называется более высокая, чем при асфальтировании, цена автотрассы. Однако этот минус компенсируется значительным снижением эксплуатационных затрат в дальнейшем. Ведь проводить ямочный ремонт на таких покрытиях не требуется.

Укладка

Чтобы готовые изделия сохранили целостность во время хранения и перевозки, их кладут исключительно горизонтально. Между панелями прокладывают деревянные брусья или доски, а также изолирующий материал. Допускается создание штабелей не более, чем в десять рядов.

Транспортируют ЖБИ в положении «на ребро» на специальном транспорте. Дополнительно закрепляют панели с помощью стыковых элементов по боковым граням. Используют для доставки автомобили, речные суда, железнодорожные вагоны. При автоперевозках соблюдают скоростной режим, чтобы исключить резкие скачки и торможения. Осторожность необходимо проявлять и при разгрузке и монтаже. При этом требуется использовать подъемный кран.

Монтируются такие ЖБИ на заранее подготовленную плотную подушку из песка, которая хорошо уплотняется. Укладывать на грунт не рекомендуется: это существенно сокращает срок службы изделия.

Монтаж выполняется встык. Если изделия оснащаются выпусками арматуры, то их связывают между собой. Для заполнения швов между панелями используют бетонный раствор.

Сверху уложенных ШБИ возможна укладка асфальта, что позволяет повысить качество покрытия автодороги.

Наш завод предлагает купить ЖБИ, изготовленные в точном соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных документов.

Оформляйте заказ на сайте компании или звоните по телефону. Обращайтесь к менеджерам для получения квалифицированной консультации.

Отправьте заявку или задайте вопрос!