Балластный щебень

Фракция Прочность Лещадность(группа) Насыпная плотность Цена (за тонну)
Фракция 0-5 мм 1200 3 1,65 141,60
Фракция 0-10 мм 1200 3 1,67 151,20
Фракция 5-20 мм 1200 3 1,64 380,00
Фракция 20-40 мм 1200 3 1,64 288,00
Фракция 40-70 мм 1200 3 1,67 288,00
Фракция 60-150 мм 1200 3 1,70 320,00
Заказать отгрузку

Балластный щебень – сыпучий нерудный строительный материал, который используется для формирования балласта при строительстве железных дорог, линий для перемещения козловых и башенных кранов.

Подушка из такого дробленого камня способствует передаче напряжений из верхних в нижние слои дорожного пирога. Это помогает обеспечить точное и эффективное сцепление рельсов и шпал, повышает устойчивость полотна и увеличивает срок эксплуатации, сокращая расходы на ремонт.

Вторая функция балласта – дренаж. Масса каменных гранул хорошо пропускает влагу, благодаря чему вода с поверхности дороги быстро уходит. При выпадении осадков и подъеме грунтовых вод в период таяния снега на шпалах не собираются лужи, а, значит, подшпальное основание меньше контактирует с водой. Это уменьшает вероятность образования ржавчины и продлевает время службы металлических рельсов.

Производится такая щебенка из твердых плотных горных пород магматического происхождения. Основу составляют гранит, базальт, диабаз, габбро. Это придает готовому составу прочность. Сначала камень добывают взрывным способом: дробят на крупные куски. Затем их транспортируют на обогатительный комбинат, где измельчают до нужных размеров. Гранулы просеивают сквозь сита, чтобы разделить на фракции. Смесь освобождают от пылевидных и слишком мелких фрагментов, которые не должны присутствовать в балласте.

Требования к продукту

Требования к составу щебня прописаны в государственном стандарте за номером 7392-2014. В ГОСТ указываются необходимые параметры – величина частиц – 25-60 миллиметров, прочность, морозоустойчивость, влагостойкость, фракционный состав и другие показатели.

  • Фракционный состав (размеры зерна) – в пределах 25-60 миллиметров. Гранулы величиной свыше 7 сантиметров должны отсутствовать, а доля частиц меньше 2,5 сантиметров – не превышать 5 процентов.
  • Содержание гранул слабых ископаемых (показатель прочности на сжатие в водонасыщенном состоянии – меньше 20 МПа: 200 килограммов на квадратный сантиметр), дробленых гранул, частиц меньше 0,16 миллиметров ограничивается.
  • Комки глины должны отсутствовать.
  • Потери по массе для дорог магистрального назначения допускаются в пределах 20%, для дорог станционных и подъездных – до 40%.
  • Морозостойкость может варьироваться от F150 до F300.
  • Средняя плотность гранул в среднем должна составлять не менее 2,4 граммов на кубический сантиметр.
  • Электропроводность щебенки равняется нулю: продукт не проводит электрический ток.

Такой продукт для балласта должен выдерживать давление, которое передается на железнодорожную насыпь от шпал при движении по дороге поезда. Балласт не должен деформироваться, а его гранулы – распадаться на более мелкие части. Еще одно требование – отсутствие пыления при уплотнении.

В соответствии с фракционным составом и физико-механическими параметрами щебенку для железнодорожного балласта разделяют на три категории.

  • B. Доля частиц величиной до 0,5 миллиметров – не выше 1%. Частиц меньше 0,16 миллиметров должно быть максимум половина процента. Лещадность (содержание игольчатых и пластинчатых частиц) – 15%. Гранул, длина которых превышает 10 сантиметров не может быть больше 6 процентов. Морозостойкость – не менее F300.
  • Частицы диаметром до 0,5 мм составляют до 1 процента, до 0,16 мм – до 1%. Показатель лещадности – до 15 процентов, морозоустойчивости – минимум F300.
  • Содержание мелких гранул (меньше 0,5 миллиметров) – максимум 5%, до 0,16 миллиметров – до одного процента. Лещадность – в пределах 18%. Показатель морозостойкости – F150.

Содержание дробленых гранул для всех трех групп допускается на уровне 50 процентов., средняя плотность гранул – около 2,4 кг/см³, показатель удельной электрической проводимости – около 0,32 см/м, удельной эффективной активности – примерно 740 Бк/кг.

Продукт первой и второй групп отличается наличием полных остатков при рассеве на контрольных просеивателях с круглыми ячейками.

Правила приемки продукта

В ГОСТ оговаривается подробно, каким образом должна происходить приемка готовой продукции. Это необходимо делать для каждой партии – объема продукта, который производится на технологической линии по одному режиму на протяжении одних суток.

Для определения показателей продукции проводятся соответствующие испытания. Завод-изготовитель обязан выполнить приемно-сдаточные тесты для каждой партии, в процессе которых проверяются зерновой состав, доля гранул игольчатой и пластинчатой конфигурации, присутствие глины в виде комков, а также содержание гранул низкой прочности. Если поставка заказчику включает несколько партий, требуется для каждой провести контрольные тесты.

Если результаты хотя бы по одному параметру неудовлетворительные, проводится повторная проверка по этому показателю по выборке удвоенной. Берутся точечные пробы в двойном объеме, чтобы получить две объединенные, а затем из каждой приготовить одну лабораторную.

Выполняются также периодически исследования той же щебенки, выпускаемой в дальнейшем. Типовой контроль и тестирование необходимо осуществлять, если меняется место или технология добычи сырья и его переработки.

Все параметры должны быть зафиксированы в специальном паспорте. Этот документ должен прилагаться к каждой партии продукта при его поставках заказчику.

Преимущества и недостатки

Такая продукция дает ряд существенных плюсов при использовании в создании основания под железнодорожные пути:

  • повышает прочность конструкции;
  • снижает расходы на эксплуатацию;
  • уменьшает амортизационные отчисления на четвертую часть;
  • сокращает затраты на ремонт подвижного состава;
  • способствует снижению себестоимости железнодорожных перевозок.

Среди недостатков можно отметить использование некоторыми производителями слабых осадочных полезных ископаемых. В процессе уплотнения они измельчаются, превращаясь в пыль, а также выпыливаются во время пользования железной дорогой. Если в таком балласте застаивается влага, эксплуатационные характеристики снижаются.

Область применения

Основной сферой применения такой продукции является строительство железных дорог, дорог под козловые и башенные краны. Использование балласта позволяет не допустить продольных и боковых смещений шпал и рельсов.

Выбирая продукт для создания балласта, важно обращать внимание в первую очередь на зерновой состав, насыпную плотность и коэффициент водопоглощения. В зависимости от класса железной дороги подбирается соответствующий балласт.

  • Чтобы обустраивать полотно первого-третьего классов, требуется брать щебенку, изготовленную из твердого камня марки И20. В этой маркировке буква «И» обозначает показатель истираемости, цифра – на какой процент теряется масса при эксплуатации. Возможно также применение продукта марки У75: «У» говорит об ударной нагрузке, которую способен выдерживать балласт, а цифра указывает на копровые испытания.
  • Железные дороги 4 и 5 классов можно укладывать на основание, где для балласта использован природный камень марок И40 или У50 по твердости.
  • При укладке железных дорог первого класса берут только высококлассную прочную щебенку.

 Срок службы

В процессе использования в составе железнодорожной подушки балласт стабилизируется, интенсивно накапливает остаточные деформации. Когда гранулы утрамбуются, число пустот в призме уменьшается. Это считается началом эксплуатации балласта.

В это время выдавливание гранул в шпальные ящики может приводить к деформациям. Если щебенка загрязнена примесями, деформационные изменения возрастают.

Время службы балласта исчисляется десятками лет, если в составе присутствуют гранулы из вулканических горных ископаемых на 50%. Если же продукт на сто процентов состоит из твердых минералов (марки И20) срок службы не ограничивается. Благодаря повышенной устойчивости к замерзанию и оттаиванию (морозостойкости) прочность продукта не меняется.

У срока годности такой продукции нет предела. Ее можно хранить на протяжении десятилетий, а затем, при необходимости, использовать по назначению.

Сделать заказ

Для заказа товара этого раздела обращайтесь к менеджеру компании по телефону или используйте функцию обратной связи на сайте.

 

+